России не стоит рассчитывать на всех участников соглашения об автоматическом обмене, как показывает практика других иностранных государств

Прошел почти год, как Россия в лице Федеральной налоговой службы отрапортовала о подписании соглашения компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах, на которое государством возлагаются большие надежды. Многие консультанты и их клиенты во всем мире ожидали этого мая, чтобы, наконец, понять из публичного официального ресурса Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР)? сможет ли широко распиаренный автоматический обмен информацией о финансовых счетах иметь на их трансграничные проекты действительное воздействие, требующее от них принятие решения о сохранении или ликвидации ранее высокоэффективных иностранных решений. Большая часть консультантов, разумеется, основывала свои рекомендации клиентам на теоретической базе ОЭСР и предположениях о всеобъемлющий и неуязвимой системе глобального почти спонтанного автоматического обмена.

Этому также способствует и тот факт, что российское налоговое ведомство тоже не торопится раскрывать и список своих иностранных партнеров, в которые оно готово направить соответствующую налоговую информацию, чтобы на основании взаимных интересов уже заключить с ними соответствующие соглашения об автоматическом обмене на основании международного стандарта для получения нужной информации и о российских налоговых резидентах. Сайт ОЭСР также пока показывает отсутствие у России каких-либо активированных возможностей. Но, разумеется, это совсем не означает, что Россия никому не интересна.

Поэтому многие добросовестные налогоплательщики во исполнение российских правил о налогообложении контролируемых иностранных компаний (далее — КИК) уже заявили о своем участии в иностранных компаниях, а также учреждении ими структур без образования юридического лица, а в этом году — и о контроле. К сожалению, количество сдавшихся добросовестных налогоплательщиков неизвестно, ФНС России не предоставила статистической информации по декларантам КИК. Известно, что заявления об участии подали около 8000 лиц, но многие из них могли уже выйти из участия к началу этого года даже без ликвидации соответствующих КИК, поэтому можно предположить, что число снизилось существенно.

В апреле-марте этого года ряд государств начали публиковать свои списки партнеров, с которыми у них достигнуты двусторонние договоренности о начале автоматического обмена (List of reportable jurisdictions). Важно отличать этот список от так называемого списка участвующих юрисдикций в едином стандарте (CRS), на который имеют ошибку ссылаться ряд консультантов при оценке воздействия на деятельность российских налогоплательщиков (List of participating jurisdiction).

Бермудские острова

Бермуды опубликовали свой список 21 апреля. Россия в списке партнеров не указана.

Британские Виргинские острова

Список БВО был опубликован лишь 15 мая. Россия не вошла в него.

Гонконг

Специальный административный район ведет отдельный список государств, с которыми достигнуты соответствующие договоренности. С Россией пока соглашения нет, но согласно официальной информации о российских налоговых резидентах, гонконгские банки начнут сбор информации в июле этого года.

Гернси

Список, опубликованный Гернси, пока тоже не предусматривает отправление информации в Россию.

Гибралтар

Гибралтар официально опубликовал свой список 4 апреля. Россия в нем отсутствует.

Каймановы острова

31 марта Кайманы опубликовали свой список, где Россия пока не указана.

Кипр

Кипрский список назвали списком государств, с которыми были заключены договоры. С Россией договор отсутствует. Ранее существовавший проект списка с указанием России был изъят.

Люксембург

Список Люксембурга был опубликован 15 марта. Россия пока также отсутствует. Отдельные люксембургские консультанты высказывают предположение, что государства-члены ЕС ожидают решение Совета ЕС по заключению с Россией соглашений об автоматическом обмене. Если ЕС действительно играет существенную роль в этом процессе, то Россия, согласно оценке экспертов Еврокомиссии от сентября 2015 года, также рассматривается как аутсайдер.

Монако

10 апреля княжество сообщило о своих партнерах для автоообмена. Россия в их число не вошла.

Сингапур

Политика Сингапура в отношении автоматического обмена требует заключения двусторонних соглашений, список которых публикуется на сайте налоговой службы. С Россией пока соглашение отсутствует.

Швейцария

Ведет список заключивших с ней соглашения стран. Россия рассматривается как потенциальный партнер. О результатах решения по России будет известно в конце июня.

Конечно, представленная информация является лишь иллюстрацией и не имеет целью свидетельствовать о том, что Россия не появится в следующем году у каких-либо государств в их списках для автоматического обмена. Россия изначально планировала отправлять и получать информацию за 2017 отчетный год в конце 2018 года. Данная практика подтверждает лишь тот факт, что Россия, как и другие страны, не получит всех стран, подписавших многостороннее соглашение и присоединившихся к единому международному стандарту, в свое число партнеров для автоматического обмена. Ведь это вопрос национальных интересов конкретного государства, не обязаловка под мнимыми санкциями международных организаций.

Стоит также напомнить, что 13 марта 2014 года ОЭСР по запросу своих участников приостановила присоединение России к организации. А в апреле 2014 года стало известно о прекращении с США (по их инициативе) переговоров о заключении соглашения о совершенствовании механизма для соблюдения требований налогового законодательства (FATCA-соглашение), которое уже выходило на финишную прямую. К слову, США остались единственными, кто в международном автоматическом обмене не участвует.

Автор – Александр Захаров